Термез
Это самый южный город нашей страны и административный центр Сурхандарьинской области. Как в самом городе, так и в его области сохранилось большое количество исторических достопримечательностей, связанных с различными эпохами и религиями. Согласно археологическим данным, город был основан еще в I тысячелетии до нашей эры. Само же название «Термез» как предполагают историки, произошло от слова «Тарамастаха», что переводится, как «место на противоположном берегу». И это название, кстати, город закрепил за собой лишь только в X веке, а до этого времени он постоянно менял названия и в разные предшествующие периоды именовался по-разному. Особенностью этого города, конечно же, являются буддийские постройки, которых до сих пор сохранилось в многочисленном количестве в его окрестностях. Считается, что буддизм проник на территорию Термеза еще во времена греко-бактрийского царства. Это подтверждают множество находок археологов, относящихся к той эпохе.
Термезский археологический музей
Данный музей был открыт в честь 2500-летия города. На сегодняшний день в нем насчитывается более 27 000 бесценных исторических экспонатов. Среди них древние монеты, предметы быта, одежда, живопись, скульптуры и многое другое. Это уникальный и единственный в своем роде специализированный музей, который включает историю с периода до нашей эры до начала XX века. Всего в музее 9 залов, относящихся к разным историческим эпохам.
Буддийская ступа Зурмала
Буддийская Ступа Зурмала, относящаяся к эпохе Кушанского царства, на сегодняшний день представляет собой полуразрушенную башню, высотой 14 м, построенную из сырцовых кирпичей. Во времена же своего строительства, она исполняла роль хранилища буддийских религиозных реликвий и атрибутов, а также служила для ритуальных обходов верующих.
Мавзолей Хаким Ат-Термези
Этот архитектурный памятник посвящен одному из выдающихся ученых восточного ренессанса и основателю исламского суффийского ордена дервишей. После своей смерти Ат-Термези был захоронен во дворе ханаки, подземная худжра которой, являлась при его жизни местом проживания, молитв и общения с учениками. В XI веке над его могилой был возведен довольно скромный мавзолей, а рядом с ним - чилляхана (место для уединения во время поста и молитв). Затем уже во времена Темуридов на месте старого мавзолея был воздвигнут новый с монументальным надгробием из белого мрамора. В период независимости мавзолей претерпел еще одну реконструкцию, в связи, с чем сейчас представляет собой красивый и ухоженный вид.
Комплекс Каратепа
В II-IV веках нашей эры данный комплекс являлся центром буддийской религии в этом регионе. Построен он был на трех песчаных холмах и состоял из десятков монастырей и храмов в виде наземно-пещерных сооружений. На стене одного из храмов сохранился фрагмент изображения Будды, а также многочисленные ступы, расположенные почти по всему комплексу. Во времена Кушанского царства и расцвета буддизма на этой территории, этот комплекс имел название «Кхадева-ка вихара», что переводиться как «Царский монастырь». А в V веке пещеры Каратепы даже использовались для погребений буддийских монахов.
Комплекс Фаязтепа
Это буддийский храмово – монастырский комплекс, названный в честь директора Сурхандарьинского областного краеведческого музея Р.Ф.Фаязова, который в 1968 году вложил огромный вклад в изучение этого удивительного места. Изображения будды, найденные при изучении комплекса считаются одними из самых древних в мире. А сам комплекс насчитывает в себе 19 разно-функциональных помещений. На сегодняшний день эта достопримечательность является музеем под открытым небом, и здесь также находится научный центр по его изучению.
Городище Кампир-тепа
Данное городище является одним из древнейших археологических памятников на территории Узбекистана. Оно представляет собой развалины портового города на реке Амударье, заложенного в конце IV в. до н.э. и просуществовавшего до начала I в. н.э. В те времена это был перевалочный пункт для торговцев, следующих по Великому Шелковому пути. Археологи нашли здесь хорошо сохранившиеся культурные слои раннеэллинистической, греко-бактрийской и кушанской эпох. Многочисленные находки, а также особенности архитектуры городища свидетельствуют о том, что в Кампыртепе на протяжении веков мирно сосуществовали различные культы и религии.
Зар-тепа
Это древнее античное городище, некогда являющееся крупным торговым, ремесленным и религиозным центром данного региона. Несмотря на то, что в большей степени сейчас городище представляет собой руины, однако его мощные крепостные стены хорошо сохранились, в результате чего четко можно рассмотреть границы города.
Балалык-тепа
Памятник представляет собой развалины древнего замка, который был построен в V—VI веках. Он имеет довольно печальную историю, так как просуществовал достаточно не долго. Сначала первоначальное строение здания не было в угоду хозяину, и замок был перестроен. А позже в нем случился пожар, который практически все уничтожен и в результате чего был, покинут людьми. С тех пор в нем уже никто не жил, и время довершило его разрушение.
Занг-тепа
Замок возник в V веке на руинах крупного укреплённого античного здания. Изначально он был относительно небольшим, но в последующих веках его размеры значительно выросли. Связано это было с достраиванием новых зданий, которые конструктивно присоединялись к уже существующим. Архитектурная и историческая ценность это строения, заключается в том, что здесь сохранилось, едва ли не в единственном виде, своеобразное оформление фасадов замков Средней Азии доисламского периода.
Джумалак-тепа
Останки этого замка, расположены рядом с другим раннесредневековым замком Балалык-тепе. Большая часть зданий, некогда имеющихся в замке, не сохранилась, а то что осталось, на сегодняшний день имеет вид развалин. Тем не менее, оказавшись на территории замка можно достаточно ясно увидеть его общую композиционно-плановою структуру. В отличие от недолговечного Балалык-тепе Джумалак-тепе был обитаем вплоть до XVI века.
Джаркутанский минарет
Это памятник исламской архитектуры был построен в 1108-1109 гг. н.э. по приказу сельджукского правителя Султана Санджара. На момент окончания строительства, он имел высоту 40 метров. Но судя по отклонению минарета по вертикальной оси, ученые предполагают, что, скорее всего он либо не был достроен, либо был разрушен. Минарет состоял в архитектурном ансамбле с мечетью, руины которой были найдены неподалеку. Особенность Джаркурганского минарета состоит в том, что его внешняя часть гофрирована, как минареты в Индии и Хорасане. Сейчас высота минарета составляет 21,6 метр, но даже при этом, он выглядит величественно.
Ансамбль Султан Саодат
Данный ансамбль является фамильной усыпальницей сейидов. Несмотря на то, что ансамбль по своему размеру достаточно не маленький, но при этом ученые считают, что когда то он был намного больше. И что на сегодняшний день количество строений сократилось почти наполовину. Первоначальная усыпальница ансамбля помимо самих захоронений состояла из двух строений: мавзолея и мечети. Позже были еще пристроены дарваза-хона и ханака. Помимо этого здания ансамбля несколько раз перестраивались и реконструировались. Но как бы он не выглядел и не менялся, ансамбль все равно продолжает быть святым местом для многих верующих людей.
Ханака Кукилдор – ота
Ханака была возведена в середине XI века в честь знаменитого религиозного деятеля Кукилдор-ота, который после своей смерти здесь же и был захоронен. Помимо его захоронения в здании находятся множество других надгробий. В XV веке в период правления Тимуридов этот комплекс подвергся масштабной реконструкции или как считают некоторые ученые, даже был отстроен заново. Но, так или иначе, он стал одним из самых грандиозных сооружений своего времени. И даже сейчас при посещении этого места захватывает дыхание от величественности и красоты постройки.
Крепость Кырк-киз
Дата строительства крепости предположительно относится к IX веку. Точных сведений о возведении нет, поэтому это строение до сих пор вызывает много вопросов и споров у историков. По мнению ученых, крепость была построена арабами, а во время военного похода Чингисхана в Среднею Азию, подверглась частичному разрушению. В современное время строение, несмотря на многовековую историю, выглядит очень даже хорошо сохранившимся. Почти полностью сохранилась крепостная стена и смотровые башни на ней. А также можно по останкам разглядеть и представить себе как выглядел в те далекие времена и внутренний двор крепости.