Меню
Во всем мире исключительное приключение
Телефон:

Коканд

Коканд - город в Ферганской области на востоке Узбекистана, в юго-западной части Ферганской долины. Один из древнейших городов, столица Кокандского ханства, существовавшего с 1709 по 1876 на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Коканд с 1709 — столица одноимённого ханства. С 1876 — в составе Ферганской области Российской империи, затем Узбекской ССР. Ныне в составе Ферганской области Узбекистана.
Коканд соединяет два главных маршрута в Ферганскую долину, один северо-западный по горам к Ташкенту, и другой западный через Хужанд. Под разными названиями Коканд известен уже с X века, но его расцвет приходится на XVIII век когда город стал столицей Кокандского ханства.
Коканд сохранил очень древнюю структуру, он состоит из новой и старой частей. Новый город был насыщен в XIX веке торговыми предприятиями, административными зданиями, банками, особняками промышленников, а в старой части города сохранились ханский дворец — Урда, памятники народной жилой архитектуры, мечети, медресе и мемориальные постройки — все XIX, начала XX веков.

Когда ехать

Климат в Коканде сравнительно холодный. В среднем, температура здесь на 5-10 градусов ниже, чем в Ташкенте. Зимой температурная отметка стабильно опускается до -10, а часто – и ниже.
Летом воздух прогревается до +40 градусов.
Наиболее оптимальным временем поездки можно считать период с апреля по октябрь.

Достопримечательности

Дамаи Шахон. В этой усыпальнице покоятся все правители Коканда. Ее строительство было начато в 1825 году, во времена правления Умархана.
В ансамбль входит купольное помещение с порталом, мечеть-айван с двумя колоннами и фамильное кладбище. Усыпальница Дамаи Шахон окружена забором, в ее центре группируется ряд гробниц и захоронений, в том числе и мраморная плита над могилой Умархана.
Фасад мавзолея Умархана очень живописен. Входные двери гробницы украшены резьбой по дереву с выдержками из Корана на арабском языке и образцами поэзии Умархана. Строгие формы мавзолея и его приземистый купол придают усыпальнице ханов суровый характер.
Богатство орнаментальных мотивов и разнообразие примененных облицовочных техник подчеркивают красоту усыпальницы. Красоту декора дополняют две резные двери - одна в портале, вторая - при входе в мечеть.

Дворец Худояр-хана. Кокандская урда — цитадель, более известная как дворец Худояр-хана, был седьмым ханским дворцом, выстроенный при Худояр-хане, правившего Кокандским ханством с 1845 по 1875 год. Дворец внесён в список мирового исторического наследия и является памятником истории и культуры Республики Узбекистан. В настоящее время здесь расположен Кокандский краеведческий музей, знакомящий посетителей с историей края и дворца.

Мавзолей Мадари-хана. Название мавзолея Мадарихана в переводе на русский язык означает «Мать хана». Эта усыпальница была построена в Коканде в 1825 году по инициативе Нодиры – жены тогдашнего правителя Умархана. Мавзолей был создан на месте захоронения ее свекрови, матери Умархана. Со временем он стал усыпальницей женщин ханского рода. Упокоилась здесь и сама Нодира.
Расположен мавзолей Мадарихана на старинном Кокандском кладбище, где всегда хоронили знатных людей города. Сама по себе усыпальница Мадарихана – небольшое по размерам портально-купольное здание с двумя маленькими гранеными минаретами. Портал выложен маленькими кирпичиками. 
Декоративное решение мавзолея Мадарихана необычно тем, что узоры выложены очень мелкими изразцами. Это поистине образец искусной работы керамистов – мастеров народного промысла, сделавших акцент на декоративном убранстве усыпальницы.

Медресе Камол-кази. Построено в 1830 году в стиле, характерном для Ферганской долины, и существенно отреставрировано в 1913 году. При советской власти было закрыто, затем открыто, затем опять закрыто, так как власти испугались распространения ваххабизма. Сейчас здание функционирует как музей. Медресе использовалось как учебное заведение для детей кокандской знати и состояло из собственно учебного помещения (дарсхона), жилых помещений (худжр) и мечети. Входной портал богато отделан, в основном изразцами. Интерьеры украшены ручной росписью. Дарсхана под куполом, мечеть на четырёх колоннах.

Медресе Норбут-бия. Самое большое медресе в Коканде - Норбута-бий - было построено на площади Чорсу в конце XVIII века. Это яркий образец мастерства кокандских архитекторов и мастеров-умельцев. Работы велись под руководством бухарского строителя и резчика по ганчу Усто Касымджана. 
Медресе Норбута-бий представляет собой одноэтажное здание, но выглядит оно весьма мощным. Площадь медресе – 52 на 72 метра. Стены выложены жженым кирпичом, двойная арка и массивные башни делают здание столь монументальным. Норбута-бий имеет большой внутренний двор, по всему периметру которого расположены худжры (кельи для учащихся), а также мечеть и дарсхана (комната для занятий). Отличительная особенность всей постройки - отсутствие элементов декора, что делает медресе Норбута-бий больше похожим на памятники средневековой Бухары. Лишь входные двери декорированы изящной резьбой по дереву.
В XIX веке Медресе Норбута-бий было крупнейшим религиозным и образовательным центром города. Сейчас медресе является действующим, здесь обучаются студенты, желающие получить высшее духовное образование.

Медресе Эмир Медресе построили в 18 веке. Оно было выполнено в классическом строгом стиле того времени и на сегодняшний день, входит во все исторические туры по Узбекистану и исторические экскурсии по Коканду.
Фасад здания украшал орнамент из геометрических фигур с майоликой из разнообразной цветовой гаммой и с растительным орнаментом.
Длина фасада была 30 метров, а его ширина составляла 21 метр.
Во внутренней части медресе находится небольшой дворик (16 на 18 метров).
По всей длине квадратного здания во дворике были построены худжры. Было решено, что в одной части медресе Эмир были комнаты студентов и учебные помещения, а во второй ее части находилась мечеть.
Медресе вместе с ученическими помещениями и мечетью находились под голубым большим куполом.
И мечеть, и учебные помещения увенчаны голубыми куполами.
Правда в советское время медресе было закрыто, но на сегодняшнее время оно является действующим. Она открыта для всех верующих и конечно же для туристов, которых интересуют исторические памятники Коканда.

Мечеть Джами. Упоминание об этой мечети мы находим еще в исторических хрониках IX-XI веков. Но в XII веке город был разрушен монгольскими завоевателями, была разрушена и мечеть.
Нынешняя мечеть Джами была построена уже в XIX веке. Тогда, в начале XIX века, Кокандским ханством правил просвещенный и гуманный Умархан. В 1814 году он распорядился начать строительство соборной мечети и пригласил для этого около 200 талантливых строителей. Строили мечеть Джами более двух лет. Здание получилось поистине монументальным, в характерном для Ферганской долины архитектурном стиле.
В центре большого двора – минарет высотой 22,5 метра, с кольцевой кладкой из жженого кирпича, увенчанный граненым куполом. Сама мечеть представляет собой закрытый с трех сторон айван, крышу которого поддерживают 98 деревянных колонн. Колонны эти сделаны из очень твердой породы дерева, его еще называют «каменным деревом». Колонны расписаны особой краской с добавлением золота. Стены мечети украшены очень тонкой и изящной резьбой по ганчу. 
При мечети действовало медресе – духовное учебное заведение. По всему периметру двора располагались учебные комнаты – худжры, в которых студенты постигали тонкости исламской религии. С вершины минарета можно было обозреть весь Коканд. Говорят, с этой высоты сбрасывали вниз преступников и неверных жен. А еще с этого минарета муэдзины призывали правоверных мусульман к намазу (к молитве).
Поистине, красота и благородный облик мечети Джами ставят ее в один ряд с архитектурными памятниками Бухары и Самарканда.

Дом-музей Хамзы. Дом-музей Хамзы Хакимзаде Ниёзий является своеобразным мемориальным учреждением, собравшем в себе всю память о жизни великого узбекского поэта. Кокандский музей Хамзы Хакимзаде можно сравнить с музеем А.Н.Толстого в Самаре или музеем Н.А.Некрасова в городе Чудово. Дом-музей Хакимзаде, так же, как и музеи великих русских писателей, повествует нам о жизни нашего поэта, его творчестве и биографии.
Музей был открыт в 1959 году в его родном доме, спустя 30 лет после смерти выдающегося драматурга. В этом доме он прожил всю свою жизнь и каждый его сантиметр пропитан творческой атмосферой поэтической личности. В чистом аккуратном дворе уже более века растёт тутовое дерево, рядом разбита клумба, а в центре стоит памятник самому поэту с вдумчивым взглядом, устремлённым вдаль. В доме есть несколько комнат, которые охотно показывают иностранным туристам. Среди них кабинет писателя, его отца (известного лекаря), а также комнаты матери и сестры. В комнате Хамзы Хакимзаде стоит его любимое пианино и узбекские музыкальные инструменты, разбросаны журналы и старые записи – всё то, что было дорого при жизни поэту.
Удивительно, что музей, хранящий историю писателя, одновременно является и жилым домом с настоящей узбекской семьёй. В связи с этим, экскурсии в этом месте считаются и наиболее интересными, так как знакомят не только с творчеством поэта, но и с бытом и укладом обычной узбекской семьи, с узбекскими традициями и привычками. Это место настоящая находка для тех туристов, кто непременно желает познакомиться с узбекской культурой и ценностями, прикоснуться к восточной самобытности узбекского народа и окунуться в настоящий восточный колорит.
Оставить заявку

Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.

Телефон:
Наш адрес:
44/1, ул. Чиланзарская, 100115
г. Ташкент, Узбекистан